Хочется взять и расстрелять, или ликбез о том, почему не стоит использовать make install. Ubuntu Make — разработчику в помощь Установка программ на Fedora, Red Hat

Появилось желание познакомиться с разработкой под android. Скачал Android Studio, распаковал и удалил. Решил поискать другие варианты установки. В процессе поиска наткнулся на Ubuntu Make (он же Ubuntu Developer Tools Center в прошлом), и в этой небольшой заметке хочу рассказать вам о нем.

Ubuntu Developer Tools Center промелькнул в новостях вместе с Ubuntu 14.10 (Utopic Unicorn), но широкого внимания масс, как мне кажется, к себе не привлек. Не многим позже проект переименовали в Ubuntu Make, как он и называется по сей день подросшим до версии 0.4. Разработкой занимается Didier Roche, Software Engineer, Canonical. Также достоин внимания тот факт, что Ubuntu Make написан на Python 3.4.

Основная цель проекта быстрая и легкая установка общих потребностей разработчика в Ubuntu. И хотя до «общих потребностей» еще далековато (список доступных для установки пакетов пока маловат), с «быстро и просто» все отлично.

На данный момент с помощью Ubuntu Make можно установить:

  • Android Studio
  • Eclipse
  • IntelliJ Idea Community Edition
  • PyCharm Community Edition
  • go-lang Google compiler
  • Stencyl game developer IDE

Установка

В ubuntu 15.04 ubuntu-make доступен из коробки, пользователям версий 14.04 и 14.10 предлагается установить из ppa:

Sudo add-apt-repository ppa:ubuntu-desktop/ubuntu-make sudo apt-get update sudo apt-get install ubuntu-make

Использование

Установка с ubuntu-make проста до неприличия. Для установки Android Studio достаточно выполнить в терминале:

Umake android
Немного ожидания и вот результат:

Иконка в dash и openjdk (если явы не было в системе) в комплекте. После запуска «студия» подтянула sdk и обновилась до версии 1.0.2. «Hello world» был запущен на телефоне и на этом проверка работоспособности завершилась.

Golang устанавливается аналогично:

Для PyCharm, Eclipse, Idea добавится еще один аргумент:

Umake ide pycharm

Для удаления пакета достаточно добавить аргумент "-r" к той же строчке:

Umake ide pycharm -r

Мнение

Кто-то скажет: - «Много ли делов. Скачать архив, распаковать, иконку в dash да яву проверить. Нужен ли ubuntu make?». Согласен может дел и не много, но я нашел пакет полезным для себя. Он сэкономил мне время и избавил от рутины. Надеюсь будет полезным и вам.

Материал из Bryansk Linux Users Group и www.rm.pp.ru

В каждом дистрибутиве имеется своя специфика сборки ядра и эта статья ориентирована именно на то, как это сделать в Debian Etch. Так же раскрывается вопрос, как наложить тот или иной патч на ядро, когда необходима поддержка определенной функциональности или нового оборудования в Вашей системе. Статья предназначена в первую очередь на более подготовленных пользователей и нет никаких гарантий, что этот способ будет работать так, как надо и все описанные действия и ответственность ложатся на Вас.

  1. Примечание
  2. Накладываем патчи
  3. Конфигурирование ядра
  4. Компиляция ядра
  5. Установка нового ядра
  6. Проблемы
  7. Ссылки

Примечание

Будет описано два способа сборки ядра. Первым будет описан вариант сборки.deb пакетов, которые могут быть установлены в Вашей или другой системе. Второй метод, так называемый "traditional" путь.

Способ первый. Сборка ядра в.deb пакеты

Установка необходимых пакетов для компиляции ядра

Для начала обновим списки пакетов:

# apt-get update

Установим нужные нам пакеты:

# apt-get install kernel-package libncurses5-dev fakeroot wget bzip2 build-essential

Скачиваем исходники ядра

Переходим в каталог /usr/src, идем на www.kernel.org и выбираем нужную версию ядра. В данном случае будет рассмотрена версия linux-2.6.23.1.tar.bz2. Скачиваем:

# cd /usr/src # wget http://www.kernel.org/pub/linux/kernel/v2.6/linux-2.6.23.1.tar.bz2

Распакуем исходники и создадим символьную ссылку:

# tar xjf linux-2.6.23.1.tar.bz2 # rm linux (удалим предыдущий симлинк) # ln -s linux-2.6.23.1 linux # cd /usr/src/linux

Накладывание патчей

Опционально и без необходимости не делайте этого!

Иногда требуются драйвера или средства, которые не поддерживаются в имеющемся ядре, например технология виртуализации или иная другая специфика, которой нет в текущем релизе. В любом случае это исправляется наложением так называемых патчей (если таковые имеются).

Итак, предположим вы скачали необходимый патч (для примера назовем patch.bz2) в /usr/src. Применим скачанный патч на наши исходники (Вы должны быть все еще в каталоге /usr/src/linux):

# bzip2 -dc /usr/src/patch.bz2 | patch -p1 --dry-run # bzip2 -dc /usr/src/patch.bz2 | patch -p1

Первая команда - только тест и никакие изменения не будут применены к исходникам. Если после первой команды не было выдано никаких ошибок, можно выполнить вторую команду для применения патча. Ни в коем случае не выполняйте вторую команду, если после первой были выданы ошибки!

Таким образом Вы можете накладывать патчи на исходники ядра. Например, имеются некоторые особенности, которые доступны только в 2.6.23.8 ядре, а исходники не содержали необходимой функциональности, но выпущен патч patch-2.6.23.8.bz2. Вы можете применить этот патч к исходникам ядра 2.6.23, но не 2.6.23.1 или 2.6.23.3 и т.д. Подробнее об этом можно прочитать на :

Предъисправления (препатчи) - эквивалентны альфа релизам; патчи должны быть применены к исходникам полного предыдущего релиза с 3-х значной версией (например, патч 2.6.12-rc4 может быть применен к исходникам версии 2.6.11, но не к версии 2.6.11.10.)

Это значит, если мы хотим собрать ядро 2.6.23.8, необходимо скачать исходники версии 2.6.23 (http://www.kernel.org/pub/linux/kernel/v2.6/linux-2.6.23.tar.gz) применительно во втором способе "traditonal" путь!

Применяем патч patch-2.6.23.8.bz2 к ядру 2.6.23:

# cd /usr/src # wget http://www.kernel.org/pub/linux/kernel/v2.6/patch-2.6.22.8.bz2 # cd /usr/src/linux # bzip2 -dc /usr/src/patch-2.6.23.8.bz2 | patch -p1 --dry-run # bzip2 -dc /usr/src/patch-2.6.23.8.bz2 | patch -p1

Конфигурирование ядра

Неплохой идеей будет использование существующего конфигурационного файла работающего ядра и для нового. Поэтому копируем существующую конфигурацию в /usr/src/linux:

# make clean && make mrproper # cp /boot/config-`uname -r` ./.config # make menuconfig

после которой загрузится графическое меню конфигурации ядра. Выбираем в меню конфигуратора пункт "Load an Alternate Configuration File" и нажимаем "Оk". Затем (если требуется) сделайте необходимые изменения в конфигурации ядра перемещаясь по меню (подробности конфигурации ядра можно найти в www.google.com ). Когда закончите и нажмете "Exit", будет задан вопрос "Do you wish to save your new kernel configuration?", отвечаем утвердительно "Yes".

Компиляция ядра

Сборка ядра выполняется всего в две команды:

# make-kpkg clean # fakeroot make-kpkg --initrd --append-to-version=-cybermind kernel_image kernel_headers

После --append-to-version=, можно написать любое название, какое Вам угодно, но оно должно начинаться со знака минус (-) и не иметь пробелов.

Процесс компиляции и сборки.deb пакетов может занят довольно продолжительное время. Все будет зависить от конфигурации ядра и возможностей Вашего процессора.

Решение проблемы с созданием initrd.img

С недавнего времени в Debian появился баг, заключающийся в том, что после установки пакетов с собранными описанным здесь способом ядрами, не создаётся соответствующий им файл /boot/initrd.img. Для исправления применительно к уже установленному ядру, придётся создать initrd.img вручную:

update-initramfs -c -k <полная-версия-ядра>

Для решения проблемы «на будущее» – закомментировать, как показано, вторую из процитированных ниже строк в файле /etc/kernel/postinst.d/initramfs-tools:

# kernel-package passes an extra arg; hack to not run under kernel-package #[ -z "$2" ] || exit 0

Установка нового ядра

Когда удачно завершится сборка ядра, в каталоге /usr/src будут созданы два.deb пакета:

# cd /usr/src # ls -l

linux-image-2.6.23.1-cybermind_2.6.23.1-cybermind-10.00.Custom_i386.deb - собственно само актуальное ядро и linux-headers-2.6.23.1-cybermind_2.6.23.1-cybermind-10.00.Custom_i386.deb - заголовки ядра, необходимые для сборки других модулей (например при сборке модулей драйвера nVidia). Устанавливаем их:

# dpkg -i linux-image-2.6.23.1-cybermind_2.6.23.1-cybermind-10.00.Custom_i386.deb # dpkg -i linux-headers-2.6.23.1-cybermind_2.6.23.1-cybermind-10.00.Custom_i386.deb

(Эти пакеты теперь могут быть установлены на другой системе и собирать их заново уже не будет необходимости.)

Всё, установка завершена, меню загрузчика, установка нового RAM-диска и ядра будут сделаны автоматически. Остается только перезагрузиться:

# reboot

Способ второй. "traditional" way

Выполняем все пункты, описанные выше ДО пункта "Компиляция ядра".

# make all # make modules_install # make install

Как обычно, сборка может занять продолжительное время, зависящее от конфигурации ядра и возможностей процессора.

Основной недостаток этого метода - если вы часто обновляете ядра, то через некоторое время их накопится большое количество и захочется удалить неиспользуемые. Чтобы это было сделать проще, можно собрать ядро и другие файлы, которые устанавливаются в систему по командам "make modules_install" и "make install" в deb-пакет (а точнее в два начиная с ядра 2.6.27) подобно первому способу, но воспользуемся здесь скриптами самого ядра:

# make all # make deb-pkg

В каталоге на уровень выше каталога исходников появятся два.deb-файла. Я собирал ядро в каталоге /usr/src/linux-2.6.27.10 и у меня в каталоге /usr/src/ появились файлы

# linux-2.6.27.10_2.6.27.10-1_amd64.deb # linux-firmware-image_2.6.27.10-1_all.deb

Ядро устанавливается командой

# dpkg -i linux-2.6.27.10_2.6.27.10-1_amd64.deb

Старые ядра можно удалять, например, из synaptic"a

Следующие шаги

Ядро собрано и установлено, но еще теперь необходимо создать RAM-диск (без которого ядро просто не загрузится) и необходимо обновить загрузчик GRUB. Для этого выполним следующее:

# depmod 2.6.23.1 # apt-get install yaird

Установим RAM-диск:

# mkinitrd.yaird -o /boot/initrd.img-2.6.23.1 2.6.23.1

Обновим легко и безболезненно загрузчик:

# update-grub

Всё, загрузчик и новое ядро готовы, остается только перезагрузиться:

# reboot

Проблемы

Если после перезагрузки, выбранное вами новое ядро не загружается, перезагрузитесь и выберите Ваше предыдущее ядро и можно попробовать проделать весь процесс заново, чтоб собрать рабочее ядро. Не забывайте в таком случае удалить строчки нерабочего ядра в /boot/grub/menu.lst.

Бывают ситуации, когда вам нужна самая свежая версия программы, но её нет в репозитории вашего дистрибутива. Или эту программу вообще туда не добавляют по каким-то причинам. Вариантов получить эту программу тут несколько, один из них - собрать программу из исходного кода, непосредственно под ваш дистрибутив. Разумеется речь идёт о программах с открытым исходным кодом:)

Сборка (компиляция) программы - это превращение её исходного кода, написанного на каком-нибудь компилируемом языке программирования (например C++), который понятен программисту, в бинарный код (последовательность нулей и единиц), который понятен центральному процессору компьютера. Не все языки программирования являются компилируемыми. Например код на языке Python , можно запускать сразу, без перевода его в бинарный код (хотя и это возможно). Для сборки программы, желательно иметь достаточно мощный, и желательно многоядерный процессор. Ни в коем случае не компилируйте программы на ноутбуках! Это крайне негативно скажется на продолжительности их жизни (они не рассчитаны на такие нагрузки, если конечно у вас не игровой ноутбук).

В сборке программы из исходного кода нет ничего сложного. Главное помнить одно правило: в пакетном дистрибутиве ни в коем случае нельзя использовать метод make install . Иначе в будущем получите большую такую кучу проблем. Когда поймёте, что хотели удалить программу (поставленную таким образом), а пакетный менеджер о ней не знает. А сама программа состоит из нескольких сотен файлов, разбросанных по разным каталогам. Страшно? Поэтому в пакетных дистрибутивах, программу нужно собирать в, собственно, пакет. Тогда её можно будет без проблем удалить, в случае чего. Я написал это потому что многие руководства по компиляции программ в Linux, которые мне попадались, описывают именно make install . Удалить программу, установленную таким образом можно только в двух случаях:

  • если у вас остался архив с её кодом (тогда можно выполнить make uninstall );
  • если исходный код программы поддерживает это.
Не используйте make install!

Отмечу, что не каждую программу можно собрать одним и тем же способом. Поэтому всегда нужно читать инструкцию по сборке, которая есть в архиве с исходным кодом. Бывает что разработчик положил туда скрипт, который при запуске делает всё сам (собирает и устанавливает, но мы помним про make install), или для сборки может не подойти make , а нужна другая система сборки. Также для сборки программы, необходимо будет установить нужные для неё сборочные зависимости (это пакеты с префиксом -dev ). Для того чтобы быстро собрать программу в пакет, дабы иметь возможность без проблем её установить или удалить, существует утилита, под названием checkinstall . Она позволит создать родной для системы пакет (deb или rpm ), что позволит использовать штатный пакетный менеджер для её установки/удаления

Для сборки программ в GNU/Linux используется (в основном) программа make , которая запускает инструкции из Makefile , но поскольку дистрибутивов GNU/Linux много, и они все разные, то для того чтобы собрать программу, нужно для каждого дистрибутива отдельно прописывать пути, где какие лежат библиотеки и заголовочные файлы. Программисты не могут изучать каждый дистрибутив и для каждого отдельно создавать Makefile. Поэтому придумали конфигураторы, которые «изучают» систему, и в соответствии с полученными знаниями создают Makefile. Для сборки нам нужны компиляторы: они прописаны в зависимостях пакета build-essential , так что достаточно установить его со всеми зависимостями. Ещё нужны autoconf и automake . Если программа написана на Qt , то обычно она собирается либо командой qmake (естественно она должна быть установлена), либо путём открытия файла проекта в какой-нибудь IDE (обычно Qt Creator ) и сборки в ней.

Сперва нужно подготовить систему. Для этого установим необходимый набор инструментов:

Sudo apt install build-essential gcc devscripts git fakeroot automake autoconf

Получить исходный код можно разными способами. Скачать из интернета (например с сайта разработчика), склонировать репозиторий с исходным кодом и так далее. В первом случае, в общем-то, всё ясно. Во втором: предположим, что программа лежит в git -репозитории (на GitHub , например). Мы можем как зайти в этот репозиторий и скачать оттуда архив с кодом

Так и скопировать весь репозиторий себе (как это делают разработчики). Для примера возьмём программу mgba . Это эмулятор игровой консоли Nintendo GameBoy . Адрес репозитория . Копируем его себе:

git clone https://github.com/mgba-emu/mgba.git

В домашнем каталоге у вас появится директория с его исходным кодом. На той же странице программы, есть инструкция по сборке.

Внимательно читаем. Открываем терминал и переходим в каталог с исходным кодом:

cd ~/mgba

И собираем программу:

mkdir build
cd build
cmake -DCMAKE_INSTALL_PREFIX:PATH=/usr ..
make
sudo checkinstall -D

Будут запрошены кое-какие данные (имя пакета, версия и так далее. Желательно заполнить все поля). После сборки, в директории выше (то есть в mgba), появится deb-пакет с программой. Теперь его можно просто установить двойным кликом или командой sudo dpkg -i имяпакета.deb . Если во время сборки у вас начали появляться сообщения об ошибках - внимательно их читайте. Возможно не хватает каких-либо сборочных зависимостей.

Возьмём немного другой пример, в котором используется конфигуратор. В таком случае, в директории с исходным кодом, располагаются скрипты: autogen.sh , configure и подобные. Autogen.sh генерирует скрипт configure , с помощью которого уже можно сконфигурировать программу перед сборкой (да да, конфигуратор конфигуратора). Как всегда не забываем читать инструкцию по сборке той или иной программы. Предположим, что в архиве есть скрипт autogen.sh . Выполним его:

./autogen.sh

После выполнения, должен появиться файл configure. Чтобы посмотреть с какими параметрами можно собрать программу, введите:

./configure --help

Просмотрите все доступные параметры. Обычно, это могут быть поддержки различных плагинов, сборка с альтернативным интерфейсом, даже сборка под другую процессорную архитектуру. Допустим программа использует интерфейс, написанный на GTK+ 2 , но имеет альтернативный на GTK+ 3 . Тогда конфигурация программы будет выглядеть так:

./configure --with-gtk3

./configure --enable-gtk3

Всё подробно будет описано в инструкции. Есть некоторый набор стандартный опций (после ввода./configure --help, они пишутся вначале), таких как указание пути для установки:

Prefix=/usr

После запуска configure и успешного конфигурирования кода, можно запустить сборку:

sudo checkinstall

Вот и всё. Как видите, здесь нет ничего сложного. Хотя, не стану скрывать, бывает так, что разработчик не озаботился качественной инструкцией по сборке. Но такое бывает редко. Хочу также обратить ваше внимание на следующее: прибегайте к сборке программы из исходников только в крайнем случае. Если вы используете Ubuntu LTS , то посмотрите (при помощи гугла), нет ли необходимой вам программы (или свежей версии) в более свежем выпуске Ubuntu. Или возможно есть

Всем привет!

Это небольшая заметка для начинающих линуксоидов, о том что же означают эти три замечательные команды и для чего одни нужны. Начнём, как говорится, с начала. Большинство программ перед использованием надо скомпилировать, то есть преобразовать из текста понятного человеку в набор единиц и нулей, понятных компьютеру. Процесс условно разделён на три этапа: конфигурирование (configure), сборка (make) и установка (make install). Подробности под катом 🙂

./configure

Данная команда выполняет поиск необходимых для компиляции библиотек и заголовочных файлов (это для программ частично или полностью написанных на C/C++ и подобных языков), а так же настройку особых параметров или подключение специальных библиотек, в случае если ./configure обнаружит всё что ему нужно, он создаст Makefiles - файл, необходимый для сборки программы

Выполнить настройку параметров конфигуратора можно при помощи ключей и аргументов этих самых ключей, например:

./configure --prefix=/opt/my_program

При помощи ключа --prefix= Вы можете указать директорию, которая в дальнейшем будет выступать как префикс для вашей программы (то есть корневая директория). Это связанно с тем что в мире Linux и не только, существует специальная Иерархия Файловой Системы (HFS) в соответствии с которой любая программа, чтобы работать без ошибок, должна быть собрана и установлена.

В файловой системе есть три основных префикса, относительно которых большинство программ конфигурируется, а именно:

  • / - корневая директория операционной системы, так называемый ROOT
  • /usr - директория, в которой находятся приложения пользовательского окружения
  • /usr/local - дополнительная директория для пользовательских программ, собираемых вручную, специально для того чтобы операционная система не превратилась в свалку

Если открыть любую из этих директорий, то можно увидеть очень схожую структуру, как минимум там будут папки: bin, etc, include, libs, sbin.

Если запустить ./configure без ключей, то префиксом по умолчанию (директория, в которую будет установлена собираемая программа) будет /usr/local , помните это если не можете запустить свою программу, возможно у Вас не прописан путь в PATH .

Кроме ключа --prefix в конфигураторе, как правило, имеется ещё множество других ключей, посмотреть их все можно если выполнить:

./configure --help

make

Самая важная и простая команда/программа, выполняет запуск процедуры компиляции приложения из исходного кода. Для своей работы данная программа использует специальные файлы Makefiles , в которых подробно описан процесс сборки приложения со всеми параметрами, которые мы указали конфигуратору. Результатом успешного выполнения команды make будет собранная программа в текущей директории.

make install

Данная команда выполняет непосредственную установку приложения в указанную, на этапе конфигурирования, директорию, после выполнения команды make install вы можете запустить свежеустановленную программу.

Послесловие

Чтобы не писать три команды по очереди можно написать их в одну строку:

./configure && make && make install

&& - это оператор И пришедший из языка C/C++, однако, с точки зрения оболочки он означает то, что следующую команду нужно выполнить только в случае успешного выполнения предыдущей команды, это очень удобно если один из этапов завершается с ошибкой.

На самом деле make install так же может выполнить сборку, потому как задача install зависит от задачи all (то есть непосредственно сборки приложения), это означает что этап make можно пропустить и выполнить всего две команды, если записать их в одну строку получится:

./configure && make install

Удачи Вам! И спасибо за то что дочитали!

А также других систем приходится устанавливать дополнительные программы. В операционных системах Windows все очень просто, как правило есть установщик setup.exe, который помогает установить софт. А вот в линуксе дела обстоят несколько иначе. Как устанавливать программы в Linux? Сейчас рассмотрим этот вопрос.

В линуксе есть несколько типов установочных пакетов и каждый дистрибутив имеет свой формат пакетов. В дистрибутивах Fedora, Mandriva, Red Hat и Suse используется стандартная установка для линукс RPM, разработанная компанией Red Hat. Файл пакета RPM как правило имеет название имя_программы-версия.rpm.

Еще один из очень популярных форматов это DEB. Используется в Debian, Ubuntu, Knoppix и Mepis. Имеет название имя_программы-версия.deb.

И подошли мы к архивам. Обычно это .tar , .tar.gz , .tgz расширения. Их следует распаковать, а потом уже устанавливать/компилировать.

Выполнять процедуру установки программ нужно от имени суперпользователя.

Быстрая навигация

Установка программ на Debian, Ubuntu

Для работы с пакетами формата DEB есть множество инструментов, но чаще всего используют apt-get , он входит в стандартный набор инструментов. Для установки приложения вводим команду:

apt-get install имя_пакета

Для удаления:

apt-get remove имя_пакета

APT хранит локальную базу данных всех доступных для установки пакетов и ссылок где их брать. Эту базу нужно обновлять время от времени, командой:

apt-get update

Для обновления устаревших пакетов (программ) на компьютере набираем следующие команды:

apt-get update ; apt-get upgrade

Установка программ на Fedora, Red Hat

Утилита, аналогичная APT — yum. Загрузить и установить пакет из настроенного хранилища пишем команду:

yum install имя_пакета

yum remove имя_пакета

Локальная база yum не сохраняется, поэтому нет необходимости обновлять. Для установки обновлений воспользуемся командой:

yum update

Выбрать что-то определенное для обновления:

yum update имя_пакета

Установка программ в Mandriva

В Mandriva есть свой набор инструментов для работы с пакетами, называется urpmi. Для установки:

urpmi имя_пакета

Чтобы удалить:

urpme имя_пакета

Обновить локальную базу со списком пакетов:

urpmi.update -a

Чтобы установить обновления:

urpmi --auto- select

Установка программ из архивов (тарболов)

Для архивов сжатых с помощью GZIP (gz, gz2 и т.д.) делаем так:

tar -xvz f имя_файла

Для архивов сжатых с помощью BZIP (bz, bz2 и т.д.) несколько по другому:

tar -xvjf имя_файла

Команды Tar:

  • x – извлекаем файлы из архива;
  • v – подробный вывод инфы на экран;
  • f – Обязательная опция. Если не указать, Tar будет пытаться использовать магнитную ленту вместо файла;
  • z – обработать архив сжатый при помощи gzip;
  • j – обработать архив сжатый при помощи bzip.

После выполнения команды, будет создана папка с именем, аналогичным названию пакета. Затем нужно открыть эту созданную папку командой:

cd имя_папки

Далее в распакованном архиве читаем инструкцию в файле README если есть. Во всяком случае, если программа собрана в виде исполняемого файла, то в пакете будет файл .sh , как правило называется install.sh

Интернет