Презентация на тему: Среда программирования DELPHI. Презентация на тему "Основы работы в среде Delphi" Презентация на тему язык программирования дельфи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Занятие 4 Операции ввода/вывода Новиков Алексей Константинович Преподаватель СПК МГППУ Программирование на Delphi

2 слайд

Описание слайда:

Особенность файлов: Каждому файлу при создании указывается имя, по которому обрабатывающая его программа может отличить один файл от другого. Одна программа может работать одновременно с несколькими файлами. Файл содержит элементы только одного типа или тип его компонентов не оговаривается Длина файла – это число его элементов. При создании файла длина файла не задается заранее и ограничивается только емкостью устройств внешней памяти.

3 слайд

Описание слайда:

Виды файлов в Pascal В Pascal имеются три вида файлов: текстовый файл (определяется типом text); типизированный файл (задается предложением file of Тип); не типизированный файл (определяется типом file).

4 слайд

Описание слайда:

Описание файловой переменной type ИмяТипа1=text; ИмяТипа2=file of Тип; ИмяТипа3= file; Var ИмяПеременной1: ИмяТипа1; ИмяПеременной2: ИмяТипа2; ИмяПеременной3: ИмяТипа3;

5 слайд

Описание слайда:

или Var ИмяПеременной1= text; ИмяПеременной2=file of; ИмяПеременной3=file; Например: type fak= text; файловый тип var a, b, x: fak, файловые переменные или var a, x: text; с: file;

6 слайд

Описание слайда:

Виды файлов Файлом последовательного доступа называется файл, к элементам которого доступ выполняется в той же последовательности, в какой они записались. Для таких файлов запрещено одновременно читать и записывать данные в файл. Файл прямого доступа – это файл, доступ, к элементам которого осуществляется по адресу (номеру). При поиске нужного элемента достаточно указать номер его позиции, что существенно ускоряет поиск. Для файлов прямого доступа разрешается одновременная запись и считывание данных.

7 слайд

Описание слайда:

Операции при работе с файлами При работе с файлами программа должна провести следующие операции: открыть файл; чтение файла; закрыть файл.

8 слайд

Описание слайда:

Процедуры и функции, применимые для файлов любых типов AssignFile; Reset; Rewrite; Close; Rename; Erase; Ioresult; Eof.

9 слайд

Описание слайда:

Процедура AssignFile Для того, чтобы программа могла выводить данные в файл или считывать данные из файла необходимо указать конкретный файл, то есть связать файловую переменную с конкретным файлом. Описание процедуры AssignFile выглядит следующим образом: AssignFile (ФайловаяПеременная, ИмяФайла); Имя файла должно представлять собой выражение строкового типа.

10 слайд

Описание слайда:

Примеры: AssignFile (f, ‘a:\result.txt’); AssignFile (f, ‘c:\students\ivanov\korni.txt’); fname: =(‘otchet.txt’); AssignFile (f, fname);

11 слайд

Описание слайда:

Процедура reset Процедура reset открывает файл для ввода (чтения) и ставит указатель на начало первого элемента файла. Если при чтении файла возникает необходимость вернуть указатель в его начало, достаточно будет просто применить процедуру reset к этому файлу еще раз. Reset (ФайловаяПеременная); Например: AssignFile (f, ‘c:\data.txt’); Reset (f); Файловая переменная должна быть связана с конкретным файлом. При отсутствии внешнего файла с указанием имени возникает сообщение об ошибке.

12 слайд

Описание слайда:

Процедура rewrite Процедура rewrite (ФайловаяПеременная) создаёт и открывает новый файл для следующей записи данных. После её успешного выполнения файл готов к записи в него первого элемента. Обратите внимание! Если внешний файл с указанным именем уже существует, то он удаляется и на его месте создаётся новый пустой файл с тем же именем. Для предотвращения потери информации на практике необходимо создавать резервные копии файлов (обычно им назначают расширение bak).

13 слайд

Описание слайда:

Процедура Close Процедура Close (ФайловаяПеременная); Позволяет закрыть файл, после того как в программе будет завершена его обработка. В противном случае может произойти потеря данных. При закрытии внешний файл обновляется, его автоматически завершает символ конца файла.

14 слайд

Описание слайда:

Процедура rename Процедура rename (ФайловаяПеременная, ИмяФайла) используются для того, чтобы переименовать неоткрытый внешний файл любого типа. Новое имя задаётся строкой ИмяФайла.

15 слайд

Описание слайда:

Процедура erase Процедура erase (ФайловаяПеременная) удаляет неоткрытый внешний файл любого типа, задаваемый параметром Файловая Переменная. Обратите внимание! Процедуры rename и erase нельзя использовать для открытых файлов.

16 слайд

Описание слайда:

Функция ioresult Функция ioresult проверяет существование файла на диске. Как правило это делается автоматически, но иногда возникает необходимость использовать эту функцию.

17 слайд

Описание слайда:

Функция eof Логическая функция eof (ФайловаяПеременная) выполняет проверку, не достигнут ли конец файла (End Of File) при чтении из него данных. Функция возвращает true, если конец файла обнаружен, и указатель текущей позиции находится в конце файла за его последним символом. Это значит, что последний элемент в файле уже прочитан, или файл после открытия оказался пуст. В противном случае функция выполняет false.

18 слайд

Описание слайда:

Текстовый файл Текстовый файл – это последовательность символов char, сгруппированных в строки, заканчивающиеся специальным символом end. В конце любого файла, в том числе и текстового, ставится символ #26 (SUB) – конец файла eof. Объявление текстовых файлов в программе выглядит так: Type ИмяТипа = text; var ФайловаяПеременная: Имя Типа; или var ФайловаяПеременная: Text File; Файловая Переменная – имя файловой переменной.

19 слайд

Описание слайда:

Процедуры и функции для текстовых файлов. Процедура Append (ФайловаяПеременная) открывает существующий файл для дозаписи - примененима только для текстовых файлов. Указатель становится в конце файла, куда и будут дописываться новые компоненты. Файловая Переменная должна быть связана с внешним файлом с помощью процедуры assign. Если файл ранее уже был открыт с помощью reset или rewrite, использование append приведёт к закрытию этого файла и открытию его вновь для добавления.

20 слайд

Описание слайда:

Процедур write, writeln Вывод в текстовый файл осуществляется при помощи процедур write, writeln. Инструкция процедуры записи выглядит так: write (ФайловаяПеременная, y1, y2, …, yN); writeln (ФайловаяПеременная, y1, …, yN); writeln (ФайловаяПеременная); где у1, у2, …, уN – список вывода, то есть имена переменных, значения которых нужно вывести в файл, начиная с позиции текущего указателя. Список вывода содержит выводимые выражения разных типов (integer, real, char, string, boolean). Файл должен быть открыт для вывода.

21 слайд

Описание слайда:

Процедуры read, readln Чтение из файла выполняется при помощи read и readln. Процедура чтения read (ФайловаяПеременная x1, x2, …, xN); readln (ФайловаяПеременная x1, x2, …, xN); readln (ФайловаяПеременная); x1, x2, …, xN – список ввода, содержащий имена переменных разных типов (integer, real, char, string), значения которых процедура read считывает из текстового файла, начиная чтение с элемента, на который установлен текущий указатель. ФайловаяПеременная имеет тип text.

22 слайд

Описание слайда:

Пример Например, если текстовый файл а:\ data.txt содержит следующие строки: 23 15 45 28 56 71 то в результате выполнения инструкций: Assignfile (f, ‘а:\ data.txt’); Reset (f); // открытие для чтения read (f, a); read (f, b, c.); read (f, d); значения переменных будут следующими a=23, b=15, c=45, d=28,

23 слайд

Описание слайда:

а в результате выполнения инструкций: Assignfile (f, ‘а:\ data.txt’); Reset (f); // открытие для чтения readln (f, a); readln (f, b. c); readln (f, d) значения переменных будут а=23; b=45; c=28; d=56.

24 слайд

Описание слайда:

Функция eoln Для контроля конца строки используется функция eoln (Файловая Переменная), принимающая true, если указатель текущей позиции находится на маркере конца строки (CR/LF), иначе - false. Если eof – true, то и eoln – true.

25 слайд

Описание слайда:

Варианты выбора буферной переменной: Массив или связанный список строк, в который будет считан сразу весь файл; Одна переменная строкового типа, в которую будут считываться по очереди строки файла; Одна переменная символьного типа, в которую по очереди будут считываться символы.

26 слайд

Описание слайда:

Типизированные файлы Типизированный файл состоит из последовательности элементов одного типа и длины. Их число и, следовательно, размер файла не ограничивается при его задании. Каждый элемент файла имеет номер. Первый элемент считается нулевым. В каждый момент времени программе доступен только один – текущий элемент, на который установлен указатель файла. Так как все элементы файла имеют одинаковую длину, позиция каждого элемента легко вычисляется. Поэтому указатель может быть перемещен на любой элемент файла, обеспечивая к нему прямой доступ.

27 слайд

Описание слайда:

Объявление типизированных файлов Type ИмяТипа = file of Тип Var ФайловаяПеременная: ИмяТипа; Или Var ФайловаяПеременная =file of Тип;

28 слайд

Описание слайда:

При обработке таких файлов могут использоваться некоторые дополнительные процедуры и функции, ряд известных нам общих имеют свои особенности. Открытия типизированного файла можно произвести стандартными способами: reset и rewrite. Следует знать: типизированные и нетипизированные файлы всегда допускают одновременно как чтение, так и запись, независимо от того, были ли они открыты с помощью reset или rewrite; для чтения и записи типизированного файла применяются только процедуры reset или write. Использование readln и writeln – запрещено.

программированию с использованием одной из самых распространенных систем быстрой разработки приложений – Delphi Используя данный учебный курс, можно самостоятельно овладеть основами объектно – ориентированного программирования на Delphi. Для расширения Ваших знаний к курсу приложен ряд учебных пособий и справочников по Delphi Цикл содержит 13 презентаций: ООП на Delphi – 1: Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты (компоненты) и их свойства и методы ООП на Delphi – 2: Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция ООП на Delphi – 3: Программное изменение свойств объектов ООП на Delphi – 4: Условия в Delphi. Создание простого теста ООП на Delphi – 5: Элементы ввода и вывода информации. Обработка исключений ООП на Delphi – 6: Заставка программы и элемент таймер ООП на Delphi – 7: Программируем свою игрушку ООП на Delphi – 8: Меню программы, панель статуса, диалоги ООП на Delphi – 9: Создаем свой текстовый редактор ООП на Delphi – 10: Базы данных на Delphi ООП на Delphi – 11: Калькулятор на Delphi. Обработка исключительных ситуаций ООП на Delphi – 12: Создаем тестирующую систему ООП на Delphi – 13: Графика на Delphi.

Delphi использует язык программирования Объект Паскаль, поэтому лучше сначала изучить обычный Паскаль и поработать в ТурбоПаскале, а затем и переходить к Delphi – перейти будет очень просто, т.к синтаксис языка остается неизменным. Изучение ООП на Delphi желательно проводить в старших профильных классах – количество часов, отводимое на информатику там вполне достаточно для освоения основ ООП на Delphi

Цикл презентаций «ООП на Delphi» посвящен объектно – ориентированному программированию с
использованием одной из самых распространенных систем быстрой разработки приложений – Delphi
Используя данный учебный курс, можно самостоятельно овладеть основами объектно –
ориентированного программирования на Delphi. Для расширения Ваших знаний к курсу приложен
ряд учебных пособий и справочников по Delphi
Цикл содержит 13 презентаций:
ООП на Delphi – 1: Знакомство с системой программирования Borland Delphi. Объекты
(компоненты) и их свойства и методы
ООП на Delphi – 2: Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция
ООП на Delphi – 3: Программное изменение свойств объектов
ООП на Delphi – 4: Условия в Delphi. Создание простого теста
ООП на Delphi – 5: Элементы ввода и вывода информации. Обработка исключений
ООП на Delphi – 6: Заставка программы и элемент таймер
ООП на Delphi – 7: Программируем свою игрушку
ООП на Delphi – 8: Меню программы, диалоги
ООП на Delphi – 9: Создаем свой текстовый редактор
ООП на Delphi – 10: Базы данных на Delphi
ООП на Delphi – 11: Калькулятор на Delphi. Обработка исключительных ситуаций
ООП на Delphi – 12: Создаем тестирующую систему
ООП на Delphi – 13: Графика на Delphi
Delphi использует язык программирования Объект Паскаль, поэтому лучше сначала изучить обычный Паскаль и поработать в ТурбоПаскале, а затем
и переходить к Delphi – перейти будет очень просто, т.к синтаксис языка остается неизменным.
Изучение ООП на Delphi желательно проводить в старших профильных классах – количество часов, отводимое на информатику там вполне
достаточно для освоения основ ООП на Delphi

Объектно –
ориентированное
программирование на
DELPHI - 1
@ Краснополянская школа № 1 Домнин Константин Михайлович 2006 год

DELPHI - 1
На этом уроке:
Знакомство с системой
программирования Borland Delphi.
Объекты (компоненты) и их свойства
Вопросы:
1. Введение
2. Рабочее окно программы
3. Компоненты Delphi
4. Объекты и их свойства

1. Введение

Введение
Delphi – современная и мощная объектно – ориентированная система
быстрой разработки приложений, позволяющая создавать как самые
простые (учебные, игровые приложения), так и сложные программы баз
данных и управления предприятием
Программирование на Delphi – увлекательный процесс, который можно
сравнить с со сборкой мозаики, детских кубиков, конструктора, где роль
этих кубиков будут играть объекты (кнопки, надписи, Edit – ы и прочие
компоненты)
Как в конструкторе, мы размещаем эти элементы на нашей форме,
причем каждый элемент (объект) обладает своими свойствами, которыми
мы можем управлять
Кроме того объекты имеют свои методы – они способны реагировать на
определенные события (нажатие кнопки, клавиши …), при этом будет
исполняться то, что мы записали в коде обработки этого события
На этом уроке мы познакомимся с рабочим окном Delphi - 7 и, некоторыми его часто
используемыми компонентами (объектами) и их свойствами

2. Рабочее окно
Delphi
Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1

Рабочее окно Delphi
Система
раскрывающихся меню и
панели компонентов
Это окно, в котором мы
будем писать код
программы
Инспектор объектов
(здесь мы будем
изменять свойства и
поведение объектов)
Это наша форма, на
которой мы будем
размещать объекты

Рабочее окно Delphi

Система раскрывающихся меню,
содержащая функции для работы с
файлами, проектом, настройки
программы и т.д.
(как в MS OFFICE)

Рабочее окно Delphi
Начнем с меню и панели компонентов:
Стандартная панель инструментов,
позволяющая производить часто используемые
действия с файлами, проектами, формами

Рабочее окно Delphi
Начнем с меню и панели компонентов:
Панель компонентов нашего
приложения, содержащая
вкладки сгруппированных
объектов
Вкладка стандартных и
наиболее часто
используемых
элементов
Вкладка дополнительных
элементов, которая сейчас
открыта, ниже мы видим
элементы, которые
содержит эта вкладка
Вкладка диалоги,
которую мы тоже будем
использовать
В ходе работы мы будем использовать компоненты и с других панелей

3. Компоненты
Delphi
Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1

Компоненты Delphi


1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
Frame - рамка. Наравне с
формой служит контейнером
для размещения других
компонентов. В отличие от
формы может размещаться в
палитре компонентов, создавая
заготовки компонентов
MainMenu - главное меню
программы. Компонент
способен создавать и
обслуживать сложные
иерархические меню, как
например, в MS Word и других
офисных программах, ставший
стандартом оформления
программ

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
PopupMenu -
вспомогательное или локальное
меню. Обычно это меню
появляется в отдельном окне
после нажатия правой кнопки
мыши.
Label
- метка. Этот компонент
используется для размещения в
окне надписей.

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
Edit
- строка ввода.
Предназначена для ввода,
отображения или
редактирования одной
текстовой строки.
Memo - многострочный
текстовый редактор.
Используется для ввода и/или
отображения многострочного
текста.

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
Button - командная кнопка.
Обработчик события OnClick
этого компонента обычно
используется для реализации
некоторой команды.
CheckBox - независимый
переключатель. Щелчок мышью
на этом компоненте в
работающей программе
изменяет его логическое
свойство Checked.

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
RadioButton
- зависимый
переключатель. Обычно
объединяется как минимум
еще с одним таким же
компонентом в группу. Щелчок
по переключателю приводит к
автоматическому
освобождению ранее
выбранного переключателя в
той же группе
ListBox - список выбора.
Содержит список предлагаемых
вариантов (опций) и дает
возможность
проконтролировать текущий
выбор. .

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
ComboBox
комбинированный список
выбора. Представляет собой
комбинацию списка выбора и
текстового редактора
ScrollBar - полоса
управления. Представляет
собой вертикальную или
горизонтальную полосу,
напоминающую полосы
прокрутки по бокам Windowsокна.

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
GroupBox - группа
элементов. Этот компонент
используется для группировки
нескольких связанных по
смыслу компонентов.
RadioGroup - группа
зависимых переключателей.
Содержит специальные
свойства для обслуживания
нескольких связанных
зависимых переключателей.

Компоненты Delphi
Рассмотрим подробнее компоненты на вкладках панели
(естественно для начала только основные и часто применяемые)
1. Вкладка СТАНДАРТНЫЕ
Panel - панель. Этот
компонент, как и GroupBox,
служит для объединения
нескольких компонентов.
Содержит внутреннюю и
внешнюю кромки, что
позволяет создать эффекты
“вдавленности” и “выпуклости”.
Actiontist - список действий.
Служит для централизованной
реакции программы на действия
пользователя, связанные с выбором
одного из группы однотипных
управляющих элементов таких как
опции меню, пиктографические
кнопки и т. п

Компоненты Delphi
1. Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО

DrawGrid -
BitBtn -
командная кнопка с
надписью и
пиктограммой.
StringGrid - таблица строк. Этот
компонент обладает мощными
возможностями для представления
текстовой информации в табличном
виде.
произвольная
таблица. В отличие от
StringGrid ячейки
этого компонента
могут содержать
произвольную
информацию, в том
числе и рисунки.

Компоненты Delphi
1. Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО
(Рассмотрим только некоторые, нужные нам компоненты)
ColorBox
Image - рисунок.
Этот компонент
предназначен для
отображения
рисунков
-
специальный
вариант ComboBox
для выбора одного
из системных
цветов
Chart - диаграмма. Этот
компонент облегчает создание
специальных панелей для
графического представления
данных.

Компоненты Delphi
Кроме того, нам понадобятся некоторые компоненты с вкладок
Win32, Диалоги, Система, Доступ к данным
Ввиду множества компонент ограничим на этом их рассмотрение, при
дальнейшей работе с Delphi Вам обязательно понадобятся справочники и
электронные учебники по Delphi, которые приложены к данному курсу

4. Объекты и их
свойства
Объектно – ориентированное программирование на DELPHI - 1

Объекты и их свойства
Начнем с главного объекта любого приложения - формы
Давайте запустим Delphi и рассмотрим свойства
формы в инспекторе объектов
Инспектор объектов содержит две вкладки:
Параметры (здесь мы изменяем свойства
объекта)
События (здесь мы определяем, при
наступлении какого события будет исполняться
наш код)
Свойств и событий для объектов, в
частности для формы, очень много. В
рамках нашего курса мы рассмотрим
лишь простые и широко используемые

Объекты и их свойства
1. Свойство Align (выравнивание формы на экране)
Align –
свойство,
определяющее положение
формы на экране. Например,
если мы выберем это свойство
равное значению alClient, то
форма займет весь экран
Попробуйте задать свойству Align
разные значения и посмотреть, как
изменится вид и положение формы на
экране. Для этого нажмите кнопку
«Выполнить» на панели инструментов
(или клавишу F9)
При рассмотрении следующих
свойств также пробуйте менять
значения, запускать проект (F9),
чтобы увидеть, как отражается
изменение свойства на форме (или
другом объекте)

Объекты и их свойства
2. Свойство AlfaBlend (прозрачность объекта)
AlfaBlend – включает и выключает прозрачность формы
AlfaBlendValue – позволяет установить степень прозрачности
Задайте свойству AlfaBlend значение True, а свойству
AlfaBlendValue – значение 100, запустите (F9), и форма
становится прозрачной
3. Свойство AutoScroll (автоматическое
появление полосы прокрутки)
При включении (true) на форме автоматически будет появляться
полоса прокрутки, если размеры объектов будут превосходить
размеры формы
4. Свойство AutoSize(автоматическая
установка размера формы)
При включении (true) размеры формы автоматически подгоняются под
размеры объектов на ней

Объекты и их свойства
5. Свойство BorderIcons (вид иконок в заголовке формы)
Установка этих свойств позволяет нам включать или выключать
кнопки для работы с окном на нашей форме
Например если свойству biMinimize дать значение False, то в
нашем окне не будет кнопки минимизации окна (она будет
недоступна)
6. Свойство BorderStyle определяет вид
границы нашего окна
Например значение bsSingle делает границу тонкой, а значение
bsNone делает форму вообще без границы (это часто
используется при создании заставок к программам)

Объекты и их свойства
7. Свойство Сaption (определяет заголовок окна программы)
Если вписать здесь слово Калькулятор, то
оно автоматически вписывается в
заголовок окна
8. Свойство Color определяет цвет
нашей формы
В правой части присутствует
набор цветов, которые
можно раскрыть и выбрать
нужный.
Если Вас не устраивает этот
набор, сделайте двойной
щелчок мышкой по правой
части свойства и выберите
сами нужный цвет

Объекты и их свойства
9. Свойство Enabled (доступность объекта)
При свойстве false объект будет недоступен (неактивен)
10. Свойство Font (установки шрифта)
Здесь можно изменять размер, цвет и написание теста на
объектах
11. Свойство FormStyle (стиль формы)
Определяет стиль формы. Например, если этому свойству
придать значение fsStayOnTop, то размеры формы нельзя
изменить, уцепляясь за ее границы
12. Свойство Icon (иконка окна программы)
Определяет иконку в окне программы,
которую вы можете выбрать из
имеющихся или нарисовать сами

Объекты и их свойства
13. Свойство VertScrollBar (определяет
наличие и вид вертикальной полосы
прокрутки
14. Свойство Visible (определяет видимость
объекта)
Если значение свойства равно true, то объект виден, а если
false – то объект не виден
14. Свойство VindowState (определяет статус окна программы при
ее запуске)
Окно программы в зависимости от значения этого свойства может запускаться в развернутом на
весь экран (максимизированном), свернутом (минимизированном) или обычном виде
Итак, мы рассмотрели некоторые свойства объектов (в частности формы) и
попробовали их в действии. Аналогично у каждого объекта (кнопки, Edit,
Memo, Timer …) есть свои свойства, которые имеют много общего и
некоторые отличия

Объекты и их свойства
А сейчас рассмотрим, на какие события могут реагировать объекты формы
Для этого давайте поместим на нашу форму КНОПКУ. Как
это сделать?
Ищем на панели Delphi вкладку СТАНДАРТНЫЕ, на ней
элемент КНОПКА (Button), щелкаем по ней, а затем
щелкаем по форме – появляется кнопка
Изменим свойство Caption кнопки на ВЫХОД
Сейчас перейдем на вкладку СОБЫТИЯ
инспектора объектов
Основное событие для многих объектов, и
особенно для кнопки – это щелчок мышкой по
нему OnClick
Сделайте двойной щелчок по белой области этого
свойства, и вы увидите окно с кодом программы:
close
Вставьте между словами begin и end оператор close, после этого
запустите программу (F9) и нажмите кнопку - кнопка работает,
т.е. при возникновения события щелчка по кнопке выполняется
код закрытия окна (close)

Компоненты Delphi
Кроме наиболее применимого события нажатия на
кнопку существует и много других, например событие
наведения курсора мыши на объект OnMouseMove
С этими событиями и их обработкой мы
познакомимся в процессе работы с нашим
курсом

ИТОГИ УРОКА:
На этом уроке мы познакомились с системой
программирования Borland Delphi, Объектами (компонентами) и
их свойствами
НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ:
ООП на Delphi – 2:
Первая программа на Delphi, сохранение и компиляция
Вы научитесь сохранять и компилировать проект,
создадите первую программу, научитесь читать исходный
код модуля

Домнин Константин Михайлович
E – mail:
2006 год.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

с. Обшаровки

DELPHI. Знакомство с системой программирования

Разработка учителя информатики Максимова Вячеслава Александровича.


Delphi. Основные характеристики продукта.

Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:

  • Высокопроизводительный компилятор в машинный код
  • Объектно-ориентированная модель компонент
  • Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов
  • Масштабируемые средства для построения баз данных

Объектно-ориентированная модель программных компонент

Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi . Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.


Быстрая разработка работающего приложения из прототипов

Игровая программа Rendzu была собрана из готовых кусков за рабочий день, причем большая часть времени была посвящена прихорашиванию и приукрашиванию.


Разработка приложений

Screen Saver в виде прыгающих часиков был также изготовлен на Delphi за весьма незначительное время. Теперь эти часики украшают почти каждую IBM-совместимую машину


Для кого предназначен Delphi

В первую очередь Delphi предназначен для профессионалов-разработчиков корпоративных информационных систем

Delphi предназначен не только для программистов-профессионалов.

Применяют Delphi учителя, врачи, преподаватели ВУЗов, бизнесмены, все те, кто используют компьютер с чисто прикладной целью.


Библиотека визуальных компонент

Эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE.


Delphi: настраиваемая cреда разработчика

палитра компонент .

Компоненты сгруппированы на страницах палитры по своим функциям. К примеру, компоненты, представляющие Windows “common dialogs” все размещены на странице палитры с названием “Dialogs”. .

Delphi позволяет разработчикам настроить среду для максимального удобства. Вы можете легко изменить палитру компонент, инструментальную линейку, а также настраивать выделение синтаксиса цветом.

Заметим, что в Delphi вы можете определить свою группу компонент и разместить ее на странице палитры, а если возникнет необходимость, перегруппировать компоненты или удалить неиспользуемые.

Из этой палитры

компонент

вы можете выбирать

компоненты,

из которых можно

строить приложения.

Компоненты включают

в себя как визуальные,

так и логические компоненты.

После запуска Delphi

в верхнем окне

горизонтально

располагаются иконки

палитры компонент.

Если курсор

задерживается на

одной из иконок,

под ней в

желтом прямоугольнике

появляется подсказка

страница палитры с названием “Dialogs


Интеллектуальный редактор

Редактирование программ можно осуществлять, используя запись и исполнение макросов, работу с текстовыми блоками, настраиваемые комбинации клавиш и цветовое выделение строк.


Инспектор объектов

Этот инструмент представляет из себя отдельное окно, где вы можете в период проектирования программы устанавливать значения свойств и событий объектов (Properties & Events).


Менеджер проектов.

Дает возможность разработчику просмотреть все модули в соответствующем проекте и снабжает удобным механизмом для управления проектами. Менеджер проектов показывает имена файлов, время/дату выбранных форм и пр. Можно немедленно попась в текст или форму, просто щелкнув мышкой на соответствующее имя.


Навигатор объектов

Показывает

библиотеку

доступных объектов

Осуществляет

навигацию

по вашему

приложению.

Можно посмотреть

иерархию

объектов,

прекомпилированные

модули в библиотеке,

список глобальных

имен вашего кода.


Разработка приложений БД

Delphi позволяет

использовать

библиотеку визуальных

компонент для быстрого

создания надежных приложений,

которые легко расширяются

до приложений с архитектурой

клиент-сервер.

Другими словами, Вы можете создать приложение,

работающее с локальным сервером InterBase,

а затем использовать созданное приложение,

соединяясь с удаленным SQL-сервером через SQL-Links.


Delphi - это прежде всего среда разработки, базирующаяся

на использовании компонент.

Поэтому вы можете добавлять совершенно новые компоненты

в палитру компонент.

Вы можете создавать компоненты внутри Delphi ,

или вводить компоненты, созданные как управляющие элементы

VBX или OLE 2.0, или же вы можете использовать компоненты,

написанные на С или С++ в виде dll.


Требования к аппаратным и программным средствам

Windows 3.1 и выше

27 Mb дискового пространства для минимальной конфигурации

50 Mb дискового пространства для нормальной конфигурации

процессор 80386, а лучше 80486


  • . В мире уже многие разработчики твердо ориентируются на использование Delphi как на инструмент, позволяющий создавать высокоэффективные клиент-серверные приложения. Более того, список готовых профессионально выполненных приложений настолько велик, что не позволяет полностью привести его в данной презентации. Диапазон разработанных при помощи Delphi программных продуктов также поражает - от игровых программ до мощнейших банковских систем.

  • DELPHI. Тонкости программирования. Василий Кучеренко.- М: «Познавательная книга плюс», 2000,-192с.
  • Изучаем DELPHI. А.Жуков. ПИТЕР. 2002.
Интернет