Кейс технологии открытый урок литературы. Урок литературы с элементами кейс-технологий

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Круглова И.В., к.п.н., методист ГМЦ ДОгМ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» К. Роджерс Причины внедрения новых образовательных технологий. модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; . поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; . возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании Структура педагогической технологии. . . . . Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. . Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) Манчестерская школа (европейская) . обучение поиску единственно верного решения. кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) . первый сборник кейсов в 1921 году. многовариативность решения искомой проблемы. кейсы небольшие по объему Глоссарий. Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) - это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. . Кейсовая технология - это обучение действием. . Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемноситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) . Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. . Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. . Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса. Технология использования метода case stady . разрабатывается модель конкретной ситуации; . в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; . в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; . в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам. Кейс - технологии. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); . метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); . метод ситуационно-ролевых игр; . метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. . игровое проектирование; . метод дискуссии. Кейс -метод. выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; . действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; . достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. Виды кейсов. Печатный кейс - содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным). . Мультимедиа кейс - зависит от технического оснащения школы. . Видео - кейс Типы и функция кейсов. тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях - написание текстов различных жанров); . обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов - теория литературы); . аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности - анализ явлений и объектов); . исследовательский - выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; . систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); . прогностический (получение сведений о развитии данной системы - прогноз развития событий в литературном произведении) Схема создания кейса. Определение раздела учебной программы. . Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. . Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. . Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. . Определение источников и методов сбора информации. . Выбор техники работы с данным кейсом. . Определение желаемого результата (лист оценки). . Создание заданной модели. . Апробация в процессе обучения Уровни сложности кейсов 1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение Этапы урока. Подготовительный - учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. . Ознакомительный - вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). . Аналитический - анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). . Итоговый - презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы. Действия учителя в кейстехнологии. Создание кейса или использование уже имеющегося. . Распределение учащихся по группам (4 - 6 человек). . Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. . Организация работы обучающихся в группах. . Организация презентации решений. . Организация общей дискуссии. . Обобщающее выступление, анализ ситуации. . Оценивание обучающихся. Работа с кейсом учитель ученик. Организует предварительное обсуждение. Делит на группы. Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями. Оценивает работу учащихся. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. Принимает решение или участвует в принятии решения. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме Каким должен быть кейс. интересным, написанным простым и доходчивым языком; . отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; . показывать как положительные примеры, так и отрицательные; . соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации. Примеры кейсов. 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы - церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. . . Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Примеры кейсов. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. . Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. . Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. . Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы. Карта оценки учителем навыков работы с кейсом. . . . . . . . . . . . . Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи Работа учителя с картой оценки. К (красный) - устойчивое владение навыком; . Ж (желтый) - навык в значительной степени сформирован; . З (зеленый) - навык сформирован частично; . С (синий) - навык практически не сформирован. . В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся. Преимущества кейс - технологии. обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; . повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции. любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Габдрахманова Бибигуль Демеуовна

Учитель русского языка и литературы СОШ №14 г.Уральск, Республика Казахстан

Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс - технологии. Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,

сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.

Выделяют основные этапы создания кейса:

  1. Определение целей.
  2. Подбор необходимых источников.
  3. Подбор и подготовка материалов для кейса.

Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • · метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;
  • · метод разбора деловой корреспонденции;
  • · игровое проектирование;
  • · ситуационно-ролевая игра;
  • · метод дискуссий;
  • · кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

Ситуационные задачи (или кейсы) – задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.

При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит так:

Название задачи.

Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)

Задания на работу с данной информацией.

Как реализуется на моих уроках кейс-метод? Итак, урок литературы в 9 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».

Кейс-задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

В 9 классе при изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1 Кейс-задача:

Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?

2 Кейс-задача:

Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

3 Кейс-задача:

Представьте, вы - редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Прием кейса на уроке русского языка.

Самое гордое слово в русском языке.

Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.

Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.

Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус

Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками.

А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.

1. Угадайте что это за слово.

2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?

3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.

Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма». Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала ХІХ века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе ХІХ века»?

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути решения. Например, при работе над пьесой А.Н.Островского «Гроза» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Как правило, большинство учащихся главным в произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей главной темой произведения видят социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членов семьи и т.д. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Что дает использование кейс - технологии?

  • · Доступ к базе современных учебно-методических материалов.
  • · Организация гибкого учебного процесса.
  • · Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.
  • · Беспрерывное повышение квалификации.
  • · Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.

Обучающемуся:

  • · Работа с дополнительными материалами.
  • · Постоянный доступ к базе консультаций.
  • · Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.
  • · Общение с другими учащимися в группе.
  • · Освоение современных информационных технологий.

Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии,

сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.

Подводя итог вышесказанному, хочется привести слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».

Использованная литература:

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей

Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.

3. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/

4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/

5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

Тема: «Кейс-технологии на уроках и литературы»

учитель русского языка

и литературы вкк

г. о. Коломна 2016

Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации говорится о значении учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования. Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных . Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы.

Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Данная технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; возможно получение множественных вариантов решений. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.

Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.

В кейс-технологии разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.

Существуют следующие кейс – технологии:

Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);

Метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);

Метод ситуационно-ролевых игр;

Метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение, игровое проектирование;

Метод дискуссии.

Различают виды кейсов:

Печатный кейс (содержит графики, диаграммы, иллюстрации, (делает кейс более наглядным));


Мультимедиа кейс (зависит от технического оснащения школы);

Видео – кейс.

Типы и функция кейсов:

а) тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);

б) обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);

в) аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);

г) исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; д) систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);

е) прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).

Кейс создаётся по определённой схеме

Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели;

Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;

Определение источников и методов сбора информации;

Выбор техники работы с данным кейсом;

Определение желаемого результата (лист оценки);

Создание заданной модели;

Апробация в процессе обучения.

Можно выделить три уровня сложности кейсов:

1уровень. Есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Например, согласны ли вы с утверждением критика Н. Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами о том, что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

2 уровень. Есть практическая ситуация, найди ее решение. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в начала 19 века»? или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и. т.д.

3 уровень. Есть практическая ситуация, определи проблему и найди пути решения. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение. Например, «чем вызван конфликт Базарова и и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Кейс должен быть интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Вот некоторые примеры кейсов.

На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

Повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна); развитие навыков (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем; развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

Обучение в малых группах (4 – 5 человек);

Перед каждой группой ставится одна и та же задача;

Задача не должна иметь однозначного решения;

Обязательное наличие информационного материала;

При этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

Обязательным условием является внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

Подбор ситуации и материала к ее решению;

Подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

Знакомство с кейсом;

Изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

Групповое обсуждение пути решения;

Демонстрация решения своей группы;

Дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Важной особенностью данной технологии является то, что она позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Методы и приёмы

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с . Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы. Вот некоторые примеры кейс-заданий на уроках русского языка и литературы.

1) Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте заметку – при этом вы можете оставить или заменить её название.

2) писал: « Знаки препинания служат нотами при чтении». Докажите справедливость этого суждения на примере предложенного текста.

3) Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.

4) Прочитайте вдумчиво стихотворение Л. Мартынова «След».

а) Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения?

б) В каких двух значениях употребляется слово след?

в) Выпишите развёрнутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.

г) Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос: «Какой ты след оставишь?» Если никогда раньше не задумывались об этом – задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»

4) Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

5) В чём смысл рассказа «Кавказский пленник»? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое?

Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия учащихся и темой урока. На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями. Также в начале урока нередко применяю проблемный метод подачи темы урока и формулирования задач. Стремлюсь построить занятия таким образом, чтобы ребята сами подводили итоги урока, оценивали достижение цели и личные достижения. Придерживаюсь демократичного стиля преподавания. Провожу отдельные занятия со слабоуспевающими ребятами по пройденным темам.

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Её преимущества в том, что кейс - технология обеспечивает активизацию школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс–методом. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс средней школы и приносит свои результаты. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся, в которых ими приобретаются коммуникативные умения.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Цели кейс– метода заключаются в:

  • активизации учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Сущность кейс-метода заключается в следующем:

  • Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  • Блочно–модульное построение изучение нового материала.
  • Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
  • Общение, обмен ответами между учащимися.
  • Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.

Методика преподавания литературы по кейс–методу.

Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс, как пакет документов для работы учащихся.

Структура и содержание кейса:

  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение:
  • наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
  • литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.

Примерная схема обучения по кейс–методу:

Методика каждого этапа.

1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащиеся на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

  • Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
  • Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
  • Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
  • Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

  • общность проблемы для всех;
  • общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
  • количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
  • выделение лидера (формального или неформального);
  • создание контролирующей группы (например, экспертов);
  • гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
  • учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

  • грамотное решение проблемы;
  • новизна и неординарность решения проблемы;
  • краткость и четкость изложения теоретической части;
  • качество оформления решения проблемы;
  • этика ведения дискуссии;
  • активность работы всех членов микрогруппы.

Пример применения кейс-метода на уроке литературы.

При изучении рассказа «Цифры» И.А. Бунина, 7 класс

Основой обсуждения является поступок главных героев, которые, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву и вступают в конфликт.

Тема урока: Воспитание детей в семье. Герои рассказа «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Проблема: Возможно ли было избежать конфликта?

Вопросы:

  • В чём причина конфликта?
  • Кто виновен в возникновении конфликта?
  • Как ведут себя участники конфликта?
  • Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
  • Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?

Представление результата: Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

МБОУ «Комсомольская СОШ №2»

Комсомольского района ЧР

Использование кейс-метода на уроках

русского языка и литературы

литературы МБОУ «Комсомольская

СОШ №2» Комсомольского района ЧР

Индюкова С.Н.

с. Комсомольское -2015

Содержание.

1. Введение.

2. Кейс-метод как форма обучения.

3. Классификация кейс - методов.

4. Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

5. Пример урока с использованием кейс – метода.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Введение.
Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке я использую на своих уроках кейс- метод . Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета.

Цели кейс–метода:

    активизация познавательной деятельности обучающихся, что повышает эффективность обучения;

    повышение мотивации к учебному процессу;

    отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

    приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

    выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс - технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения.

Кейс-метод как форма обучения.

Итак, как уже упоминалось, особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

Кейс – метод совмещает в себе такие методы как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.
Структура и содержание кейса:

    предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

    подробное описание спорных ситуаций;

    сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

    учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

    режим работы с кейсом;

    критерии оценки работы по этапам.

Классификация кейс - методов.

Кейс - методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность. Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс - методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.

Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети.

Погружение в ситуацию:
- Считаете ли вы важной затронутую проблему?
- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

Сформулировать проблему письменно;

Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;

Подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.

Примеры кейсов на уроке литературы:
Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»?

Задания:

    Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.

    Уточните значение понятий, употребленных в теме.

    Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

Пример урока с использованием кейс – метода.

Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Всё это присутствует в моей педагогической практике. Метод проблемного изложения я использую на уроках русского языка и литературы. Информация добывается учениками в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью учителя. Школьники преодолевают определённую трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Особенности такого урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, её решение в группе или индивидуально, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Результат решения кейс-заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Предлагаю урок по литературе в 5 классе по теме « Стихотворение

К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс - технологии (работа в группах).

Цели урока:

    научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;

Задачи урока:

Образовательные:

    обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;

    сформировать умение работать по кейс технологии

Воспитательные:

    воспитание любви к родной речи;

    формировать нравственные качества личности, культуру.

Развивающие:

    развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;

    развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.

Форма урока: Урок открытых мыслей с применением кейс - технологии

Методы обучения: работа с кейсом, беседа, создание проблемной ситуации

Методическое оснащение урока:

    кейс

    презентация урока;

    раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”, анкета «Откровенно говоря».

Ход урока (фрагмент)

Вступительная беседа.

Зима. В представлении каждого человека зима – это искрящийся снег, переливание снежинок, приятный скрип снега под ногами и горы, горы пушистых сугробов. Издревле люди любовались этой красотой. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Снежинка». Изучить подробно это стихотворение нам поможет вот такой кейс, в котором содержится определённая информация. Сейчас каждая группа получит по файлу для дальнейшей работы. (раздаются кейсы)

Найдите файл со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка». Попробуем раскрыть образ снежинки на примере этого стихотворения.

Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”.

Снежинка.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Вы прослушали стихотворение Константина Бальмонта. Давайте поработаем над ним. 1 группа изучает биографию поэта. 2 группа работает над осмыслением содержания стихотворения. 3 группа работает над изобразительно-выразительными средствами языка. 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученным заданием. На выполнение задания даётся не более 5 минут. (работа в группах)

Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая нам расскажет об авторе этого стихотворения. (выступление 1 группы)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны

Спасибо за интересный рассказ. А теперь послушаем вторую группу ребят. Они работали над тем, о чём же это стихотворение, какое содержание вложил поэт?

С каким настроением написано стихотворение? (настроение спокойствия, размышления, умиротворения)

- Куда стремится снежинка? (Не ввысь лазурную, на землю просится ).

Какие слова на это указывают? (« Скользит, умелая, звезда кристальная. Какая чистая! Какая смелая!)

Спасибо за сообщение. Садитесь. 3 группа работала над вопросом изобразительно-выразительногых средств.

Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая. Умелая, сохранно белая, пушистая)

О ком можно сказать “смелый”?

Что у человека может быть белым, чистым?

Какая появилась часть речи? (Глаголы)

Как вы понимаете глагол “просится”? (Она стремится по собственной воле )

Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога )

Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).

Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)

Что покинула? ( Лазурь, т.е. небо – родной дом )

Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю )

Покинула и низринула – волевой характер движения.

А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.

Найдите эпитеты.

В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают ).

Человек сохраняет чистоту души.

Какой персонаж появился? (Ветер).

Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)

Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.

Какова тема? ( Конец пути ).

Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная )

Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

8 строфа.

Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).

С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

- Спасибо большое. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы ребят. Творческая работа «Образ снежинки в стихотворении К. Бальмонта».

Молодцы. Какова же тема стихотворения? (Тема жизненного пути). Снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой. Также и человек, преодолевая трудности жизни, должен оставаться добрым, сохранив чистоту души.

А закончим мы наш урок изготовлением вот такой снежинки.

Заключение.

Кейс - технологии, с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие методы, как игровое проектирование, ролевая игра, ситуативный анализ, разбора деловой корреспонденции. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции.

Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.

Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Список литературы .

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

    Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/

    Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/

Интернет